Для того, чтобы работать с мышлением, нужно в первую очередь задаться вопросом: чем мышление отличается от думания? Мы отвечаем на этот вопрос так: думание — автоматическое перебирание содержания сознания, а мышление — осознанное действие по решению задачи в поле сознания. Процесс думания можно описать примерно таким образом: «Я думал-думал, и вдруг появилась какая-то мысль». А как осуществляется мышление?
Возьмем для примера себя. Мы считаем, что отправной точкой мышления является вызов или проблема. В любом случае, мое мышление начинается с того, что у меня есть мотив, и есть что-то, что мешает мне его реализовать. Первым делом нужно перейти от проблемы к задаче — сформулировать, какие у меня есть исходные условия, требования и критерии решенности задачи. Сформулированная задача дает мне возможность действовать — она акцентирует внимание на возможных действиях, а не на проблеме. Предполагается, что если я решу задачу, а потом применю найденное решение к деятельности, то я решу проблему. Однако так бывает не всегда.
Поэтому всегда надо помнить несколько правил, которые позволят не «уткнуться лбом» в трудности:
Если задача не решается, надо вернуться к этапу ее постановки и переформулировать.
Если задача решена, результаты применены к деятельности, но проблема не разрешилась, нужно вернуться на этап осознания проблемы.
Анализируя собственную практику, мы выделили целый ряд способов мышления. Способ мышления — это предписания для операций сознания при решении задачи определенного типа. Если говорить проще, то это как мыслить о проблеме, чтобы ее решить.
Название | Тип задачи | Предписания |
Эмпирическое Девиз: “Делай как я” |
Практическая задача, передача навыка от человека к человеку, самообразование |
Выдели то, чему хочешь научиться Найди того, у кого хочешь учиться Выдели критерий оценки продвижения Делай, как он, анализируя промежуточные результаты |
Естественнонаучное Девиз: “Выдели закономерность” |
Разработка новой области в «чистом поле», поиск нового знания об объекте, его свойствах, запуск исследовательской активности | Составь описание Классифицируй Выдели закономерности, найди исключения Сформулируй гипотезу Проверь гипотезу, сделай выводы, если можешь – обобщи до теории |
Логическое Девиз: “Мысли строго и последовательно” |
Алгоритмизированные, «конструкторские» задачи, удержание рамки, решение сложной задачи через выделение понятных подзадач, последовательное решение | Определись со смысловыми единицами с единицами смысла Определись с возможными и необходимыми операциями Определись с критериями ошибки Выстрой последовательные и корректные связи в рассуждении Проверь выводы по критериям |
Схватывающее (образное) Девиз: “Чувствуй главное” |
Сложная система с неочевидными связями; Быстрая и точная передача главного; задача точного самовыражения; Контакт с Другим; Задачи создания трендов, мемов, воздействия на общество (резонанс) |
Погрузись в задачу, уделяя внимания образам и эмоционально-чувственным переживаниям Увидь точный образ, выражающий суть Работай с ним |
Рефлексивное Девиз: “Отрази сделанное в выбранном зеркале” |
Корректировка действий; осознание происходящего; возврат к исходным задачам; командная пересборка; поиск зон роста; закрепление опыта. | Восстанови задачи, которые решались, разделив ситуацию и субъекта деятельности Выбери способ объективации (супервизор, общий круг, конкретный результат) Ретроспективно соотнеси совершавшиеся действия и их результаты Собери обратную связь Сделай выводы, уточняющие способы действия |
Их, конечно, намного больше. Для того, чтобы успешно решать разные задачи, нужно владеть многими способами мышления. Обычное образование не ставит перед собой отдельную задачу на формирование мышления, считается, что это сформируется у обучающегося по ходу набора знаний и навыков. Однако мы наблюдаем, что это не так. Часто студенты обладают огромным количеством знаний, однако не владеют типа способами мышления, которые позволили бы им использовать эти знания и для решения интересных им задач.
Мы считаем, что нужны как специальные занятия по постановке способов мышления, так и просто удержание этой задачи в любых процессах: я могу использовать эмпирическое мышление, когда хочу научиться колоть дрова или читать кому-то стихи, логическое — когда строю план действий, образное — когда хочу выразить сложное переживание в тексте.