Набираем группы 1 и 2 курса с февраля 2019. Смотрите об этом тут
Мы знаем по опыту работы с несколькими сотнями взрослых и подростков, что самым базовым умениям, «метакомпетенциям», у нас не учат. А между тем от них зависит буквально все в том, как складывается жизнь.
В первом приближении, каждый из нас так или иначе учится:
— Мечтать, фантазировать, мыслить, решать задачи и принимать решения на основе умозрительных построений. Мало кто учится этому специально, и если вам повезло, вы уже сейчас здорово это делаете. Но это точно можно улучшить через тренинги по мышлению и креативности, и это резко расширит ваши возможности. То что казалось сложным, становится интересным и познаваемым!
— Быть с людьми, дружить, общаться. Одним это просто, другим стоит труда запомнить имя собеседника, войти в незнакомую компанию. Почувствовать эмоциональную связь. Те кто легко находят общий язык с новыми людьми, по статистике легче устраиваются на работу, живут более долгую, здоровую и счастливую жизнь. Это тоже «тонкий» навык, который развивается через тренинги и практику, и это важнейшая часть образования, которую не всегда ясно осознают.
— Понимать себя, замечать свои чувства. Ясно осознавать, чего на самом деле хочешь. Видеть свои мотивации. Это обязательная часть всех тренингов лидерства и осознанности, и обязательное условие для того, чтобы найти свой путь. Работа здесь начинается с навыка рефлексии и самонаблюдения, она очень полезна для тех, кто хочет не застревать, а продолжать развиваться. Не наступать на одни и те же грабли.
— Быть разным, влиять на свои эмоции, переходить в нужное состояние. Владеть собой и своими реакциями. Исторически сложилось так, что с этим целенаправленно работают почти только в восточных единоборствах и в театре. Те кто с не играл на сцене и не занимался боевыми искусствами, часто воспринимают в штыки саму мысль, что своим состоянием можно управлять, а телесный тонус перенастраивать как музыкальный инструмент. При этом освоение этого даже на базовом уровне дает огромную гибкость и массу новых возможностей.
Первый год мы будем существенное время посвящать практическим занятиям и тренингам на развитие мышления, ресурсных состояний, субъектной позиции и работы в группе, и это станет прочным базисом для освоения сложных профессий современной педагогики. А побочным эффектом этих занятий становится переживание гораздо более полной и счастливой жизни, чем до этого. Мы проверяли.
Как будет устроено обучение?
Обучение на 1 курсе будет устроено так: у нас будет три линии событий, три ритма:
— «Погружения», то есть интенсивы на выходные целиком, состоящие из тренингов, деловых игр и дискуссий, собственного поиска и блиц-реализации своих проектов. Погружения раз в месяц, и затем результаты нужно интегрировать в жизнь — практику и учебу.
— Практика в 1 семестре будет организована как еженедельные задачи из реальной практики мастерских Метаверситета, которую будут контролировать мастера и курировать навигатор. На осенних и зимних каникулах — участие в выездных лагерях и городских школах, работа в качестве помощника ведущего. — Учеба — целиком один день в неделю и еще один частично. Регулярная учеба состоит из курсов 4-6 занятий. Начинать будем с работы с ресурсными состояниями и мышлением, и регулярных встреч группы с навигатором, рефлексия по задачам. Содержание остальных модулей согласуется самой группой.
Учеба начнется после осеннего слета Метаверситета 22-23 сентября, открывающего год. И первое действие которое всем студентам предстоит совершить — выбрать фокус-позицию, то есть профессиональную нишу, к которой ты стремишься, и собрать вместе с навигатором образовательный маршрут. Завершается семестр после зимней практики зачетом фокус-позиции по оценкам на сайте metaversity.ru и по наработанному за осень портфолио.
Этой осенью Метаверситет проводит 4 общих образовательных погружения для студентов:
- 15-16 сентября — Город: где я? — Как и зачем быть в городе.
- 7 октября — Образовательный марафон «Склад Ума», прототипируем образовательную экосистему.
- 13-14 октября — Погружение «Образовательная среда» — места в городе. Где, у кого и чему учиться?
- 17-18 ноября — Марафон «Новые (интерактивные форматы в образовании») — дизайн и техники проведения
- 8-9 декабря — Учебное погружение «Культурный код» — сообщества, социология и социотехника.
Это — ставший уже традиционным набор тем, повторяющийся третий год. А вот содержание погружений и состав ведущих — каждый раз новое. В этом году перед нами стоит вызов — сделать погружения интересными для студентов разных курсов и вольнослушателей, и кроме этого включить в них темы, актуальные и для Психологического, и для Экологического, и для Педагогического факультетов.
Чему учим? Профессиональные ниши, актуальные в современном образовании
На первый план в современном образовании выходят четыре фигуры, профессиональные ниши: МОДЕРАТОР, ИГРОПРАКТИК, НАВИГАТОР и КООРДИНАТОР ПРОЕКТОВ.
МОДЕРАТОР — помогает группе говорить друг с другом.
Работает с группой, помогает в ходе обсуждения достичь содержательных результатов. Это могут быть учебные дискуссии между учениками, могут быть дискуссии внутри команды, которые также нужно модерировать. Организации, например Сбербанк, РЖД, Сибур, заметили ценность совместных обсуждений и проводят модерационные сессии, форсайты, стратегические сессии — это становится работой модераторов вне сферы образования.
Но и в самом образовании интенсивное обсуждение в группе становится важнейшей частью обучения.
ИГРОПРАКТИК — создает игры на любом материале для групп.
На основе любой предметной области, с которой взаимодействуют люди, на основе любой социальной ситуации строит игровую реальность. В ней при минимальной затрате времени участники на опыте обнаруживают закономерности. Самостоятельно понимают сложные понятия, рефлексируя деятельность. В игре тренируется самостоятельность, активность, схватывающее мышление, принятие решений, кооперация — многое, что по-другому развивается гораздо медленнее. На базе игры могут строиться и бизнес-тренинги, и обучение истории, и воспитание ответственности. Игра помогает повзрослеть.
НАВИГАТОР — расширяет горизонты роста.
Помогает видеть Мир шире. Он помогает выстраивать образовательный маршрут в группе, использовать разные возможности — как то, что очевидно проходит в вашем ВУЗе, школе, ближайшем круге знакомых, так и дальние возможности — дистанты, МООКи, интенсивные тренинги, стажировки, волонтерство, личные контакты, работу с библиотекой, фильмами и многое другое. Кроме того он помогает поставить дальние цели — кем я хочу стать? Чем буду заниматься? А что вообще бывает? Зачем это нужно? Навигатор помогает увидеть мир в разнообразии и найти для себя место в этом мире.
КООРДИНАТОР ПРОЕКТОВ — помогает строить рабочий процесс.
Специалист, помогающий ученикам создать собственный проект, и вообще понять проектную логику. Она включает в себя и разработку, и реализацию проекта, управление его развитием. Координатор помогает команде разумно распределить роли, поставить цели, формулировать задачи, отслеживать ход работы, рефлексировать результаты.
Учебные проекты — очень важная часть образования, они помогают найти свои сильные стороны уже не в игре, а деле, и создать что-то, полезное и нужное другим людям. Ощутить через это свою ценность как компетентна, создать портфолио за время учебы.
Эти четыре профессиограммы — основа обучения на педагогическом факультете. За 3 года мы будем последовательно «прорастать» в профессию.
А кроме того вы можете захотеть стать:
- Дизайнер индивидуальных образовательных маршрутов
Профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека. - Ведущий интерактивных форматов в малых и средних группах
Специалист, берущий на себя координацию учебного процесса малой группы (подгруппы) учащихся в «связке» с основным навигатором. Знаком с подходом, понимает логику выстраивания образовательного маршрута, умеет работать с запросом, снимать обратную связь, подбирать «модули» для решения образовательных задач. - Организатор проектного обучения
Специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью. Опирается как на классическое управление проектами, так и на Agile (гибкий подход к разработке, включающий разные методологии: Scrum, Канбан, ХР, Lean и другие) и философию гибкой разработки. - Ментор стартапов
Это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике ведению предпринимательской деятельности. На Западе ментор — уже сложившаяся профессия, а в России, в связи со слабым развитием малого бизнеса, она только набирает популярность. Тем не менее, уже сейчас в бизнес-инкубаторах и акселераторах (например, бизнес-инкубатор ВШЭ, Стартап Академия
≪Сколково≫ и Венчурная академия LaunchGurus) существуют менторские программы. Услуги независимых специалистов также пользуются спросом.
Разработчик и навигатор Метаверситета Олег Муромцев работает ментором стартапов в Бизнес-инкубаторе стартапов ИНГРИЯ (Санкт-Петербург)
→ Больше профессиограмм (профессиональных ниш) на сайте Metaversity.ru
С 1 октября начнется регулярная учеба. К этому моменту уже формируются группы — online и очно.
Очное обучение в 1 семестре на педагогическом факультете включает:
- Раз в месяц — образовательные погружения (вечер пятницы и выходные целиком)
- Один день целиком (понедельник) и один вечер (вторник) — тренинги, дискуссии, мастерские, образовательный коворкинг, встречи с навигатором.
- Работа с текстами и видео.
- Задания и стажировки, и их ревизия и рефлексия раз в две недели.
- Работа в проектных командах над собственными учебными проектами.
Оплата обучения — 7 тр в месяц, или 18тр за весь семестр, если оплачиваете сразу.
С 1 октября начнется регулярная учеба. К этому моменту уже формируются группы — online и очно.
Для поступления нужно
- Просмотрите инфосайт и заполните форму: http://edupr.ru/ped
- Пройти собеседование с навигатором (возможно offline и online)
- Пройти отбор в одну из групп.
От первого лица
Михаил Забелин, навигатор:
«Вы хотите заниматься современной педагогикой? Это командная работа. Вам нужно будет работать командой.
Как бы дело не повернулось, в этоу команде кому-то нужно будет думать о стратегии и ситуации целиком.
Кому-то нужно будет придумывать конкретный антураж, реквизит и мат.обеспечение (и это работает для любых форматов).
Кому-то нужно будет думать про людей — как про учеников, так и про заказчиков.
И кто-то будет следить за тем, чтобы дела делались, договоренности исполнялись и вообще был некоторый порядок и нормальная коммуникация.
Поэтому сразу мы разделимся на педагогическом факультете на проектные четверки по этим ролям, условно «модератор», «игропрактик», «навигатор» и «координатор», и будем делать конкретные проекты — сначала организовывать и разрабатывать образовательное событие (одно), потом серию, потом цикл. Будем делать это не очень быстро, потому что в фоне будут модули и задания для модераторов, игропрактиков, навигаторов и координаторов — и то что там изучите можно будет сразу применять к своему проекту.
В итоге за семестр уже будет маленькое портфолио реализованных образовательных проектов, куча новой информации в голове и в руках.
Потому что — куда же без этого — у нас будут еще тренинги по коммуникации, мышлению, работе с состоянием.
Ну и естественно мы будем работать с текстом — понимать его, пересказывать главное, дискутировать, писать свои версии. Потому что картина мира передается через текст, и никуда от этого не деться.
Я предлагаю вам «кроличью нору», а прыгать или не прыгать — решайте сами. Это условно называется «педагогический факультет Метаверситета».»
Навигаторы 1 курса Педагогического потока
- Илья Любимов, коуч, консультант, специалист по спиральной динамике, технический директор в «Упсала цирке»
- Тарас Странник, психолог, ведущий лагерей в психологическом центре «12 коллегии»
- Михаил Забелин, игропрактик, ведущий курса «ресурсные состояния», актер и режиссер уличного театра
Мы опираемся на
- Собственные методические разработки Метаверситета (Дом Средний, Солинг)
- Атлас новых профессий, разработанный Агентством Стратегических Инициатив
- Форсайт «Образование 2035»
- Разработки группы С.Переслегина «Социософт»
Современный-транзактный-анализ.doc
Рекомендованная литература
- Восленский Михаил. Номенклатура
- ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ. Витгенштейн
- Бертран Рассел. История западной философии
- Валлерстайн И. — Конец знакомого мира.Социология XXI века.
- Ионин Л. Социология культуры
- Докинз Ричард Эгоистичный ген
- Юдковсий Алишер. Гарри Поттер и методы рационального мышления
- Штайнер Клод. Прощание с карнеги или революционное руководство для марианетки.
- Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния
- Терборн Йоран. Мир: инструкция для начинающих
- Асмолов. Оптика просвещения
- Выготский. Мышление и речь.
- Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники.